ПЕТР КОГАН

I. Нас начали употреблять. Хорошо! Покупают за достойные деньги. Хорошо и правильно! Однако регулярное цеховое умение (как категория оценки нашей деятельности) заказчиком не приветствуется. Плохо и неправильно!

Что наблюдаем?! Трансляцию лучших работ декораторов и художников бразильских мыльных сериалов, опосредованных в сознании заказчика журналом «Салон».

Собрав из многочисленных «Салонов» теперь уже собственное представление, заказчик нанимает творца для дизайнерской персонализации проектируемого пространства. Виртуозно дополнив журнальные пожелания заказчика своими достижениями в области приклеивания элементов древнеримской (готической, романской, русской и т.д.) классики, творец реализует идею во всем ее пропиленово-гипсокартонном великолепии. Все довольны.
Как оценить полученный результат? Заказчик удовлетворил свою тягу к прекрасному путем серьезных финансовых вливаний в каждый квадратный метр персонального жизненного пространства. А творец? Получив заслуженный гонорар за те же квадратные метры, дизайнер заложил основы своего финансового благополучия и принялся тиражировать стартовые успехи. Со временем пресловутые квадратные метры становятся мерилом творческой зрелости, умения и ответственности автора перед будущим.

Так что за будущее можно быть спокойным. Римлян, греков и прочих классиков будут вспоминать каждый раз, натыкаясь в сортирах на коринфские колоны или готические писсуары, установленные коллегами в наше время. Но на что нужно наткнуться в будущем, чтоб вспомнили о нас и нашем времени? Вопрос?
Неумело, а в большинстве случаев нелепо копируя достижения классической архитектуры, мы, тем самым, консервируем представления о прекрасном наших далеких предков, расписываемся в собственной несостоятельности и оставляем будущие поколения без должных примеров нашей деятельности, которые могли бы быть предметом гордости и изучения.

II. Первые регулярные формирования Красной армии в период гражданской войны и в первые годы после ее окончания размещались в палаточных городках, устроенных по принципу древнеримских военных лагерей. В основе планировки — прямоугольная сетка кварталов-подразделений, аккуратно нарезанная взаимно перпендикулярными проездами и проходами. Уложенные в землю под небольшим углом и окрашенные известью кирпичи обозначали квартальные и внутриквартальные границы городка, убедительно подчеркивая жесткую рациональность планировки.

В период между войнами уволенные из армии младшие командиры трудоустраивались на руководящие должности в зарождающееся ЖКХ молодой страны Советов. Единственным управленческим умением новых начальников в гражданской жизни оказалась выдающаяся способность мобилизовать подчиненных и население подведомственных территорий на всякого рода борьбу, копание и перетаскивание, ну и, самое главное, на окрашивание известью выступающих предметов, обозначающих границы (а также столбов и деревьев на высоту, установленную тщательно натянутой суровой сапожной ниткой). С тех пор известь становится главным союзником управдома, превратившись в могучий символ порядка и ответственного отношения к порученному делу. Хозяин страны, области или города, проезжая мимо свежевыкрашенных столбов и деревьев, чувствует за этой удивительной красотой уверенный сигнал о прекрасном состоянии дел на территории, доверенной маленькому хозяйчику. Останавливаться не надо. Доклад о работе нагляден, а рухнувший за деревьями дом сигналит ни о чем.

Кстати, дополнительно к деревьям и столбам: известь, нанесенная на поребрики из натурального гранита особо усердными дворниками, удивительным образом дополняет красоту природного камня, эстетически оттеняя положительное мнение проезжающего руководства.
Надо помнить — известь разъедает!

Петр КОГАН