ЖУРНАЛ

Друзья, сегодня в ЖУРНАЛ’е — статьи 2011 года, появившиеся как послесловие к проекту «ПОРТОПОЛИС ОДЕССА». В 2014 ситуация изменилась. Но… насколько?

ПОРТОПОЛИС ОДЕССА. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Эпоха глобальных градостроительных трансформаций, когда целые регионы меняют свою социальную, экономическую и политическую структуру, с особой четкостью проявляется в крупных портовых городах – центрах мировой торговли. Некоторые из них, такие как Барселона и Роттердам, Гамбург, Копенгаген, Гонконг и Шанхай, уже провели грандиозные реконструктивные мероприятия. Другие, в том числе и Одесса, находятся в преддверии таких преобразований. И потому разработка правильной планировочной стратегии становится жизненно важной для будущего города. Но… последует ли Одесса примеру трансформации европейских городов-портов? Какие сценарии развития приемлемы для города? Каким видят его будущее мировые эксперты-градостроители? И, наконец, примет ли Одесса интеллектуальную помощь от ведущих европейских специалистов? Этим вопросам и был посвящен Международный проект «ПОРТОПОЛИС ОДЕССА. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ».

«ПОРТОПОЛИС ОДЕССА» стартовал в Одессе в мае 2011 и уже через шесть месяцев, на международной конференции, представил городским властям и архитектурной общественности форпроекты, посвященные ключевым вопросам развития, управления и архитектурно-планировочной организации Одессы.

Руководители проекта с венской стороны – признанные эксперты в области трансформации портовых и стихийно развивающихся городов – декан факультета Архитектуры и пространственного планирования Венского технического университета, профессор Клаус Семсрот и профессор института градостроительства Венского технического университета Андреас Гофер, отметили важную особенность Одессы. Город, который, кстати, до сих пор не имеет ни морского фасада, ни набережной, владеет поистине бесценной, самой протяженной в Европе, береговой полосой. И потому программа, предложенная архитектурной сборной Венского технического университета и национального университета «Львовская политехника», базируется на инвестировании в побережную зону.

Один из пунктов программы посвящен перспективам развития порта и прилегающих к нему территорий. Это своеобразная «интервенция» в структуру порта в зоне, ограниченной парком Шевченко с одной стороны и Преображенской улицей с другой, под условным названием «Пять пальцев». Причем, одним из различных по функции «пальцев» является, собственно, пассажирский терминал. Проект предполагает также устройство набережной по всей линии проектируемой зоны с перпендикулярными связями с основными автомагистралями города.

Особое внимание уделили венские специалисты и состоянию центральной части города, на пешее изучение которой было отведено несколько дней еще на стадии проектного семинара. Теме реабилитации городской среды был посвящен проект, в дословном переводе – проект поэтапной «меблировки» города. Рассчитанный до 2050 года со стартовым капиталом в 20 тыс. у.е., он представил несвойственное для одесситов педантичное и планомерное движение от дома к дому, и затронул вопросы городского дизайна и реставрации фасадов зданий-памятников.

Венцы и львовяне привезли более десятка проектов, причем, только те, которые прошли жесткий внутренний отбор. Этот внушительный объем информации вызвал естественный вопрос журналистов: «За какие деньги проведен настолько серьезный анализ градостроительной ситуации в Одессе, и чем вызван такой интерес к нашему городу»?

Исследование проводилось в рамках учебной программы Венского технического университета, к которому подключился Национальный университет «Львовская политехника», и финансировалось из расчета: 40% – Венский университет, 40% – за счет кооперации между Венским университетом и «Львовской политехникой» через Министерство образования Австрии, 20% расходов компенсировали сами студенты – участники проекта. Гонорары за проекты не оплачивались, но стоимость каждого из таких исследований в зависимости от сложности темы варьируется в пределах 5-20 тыс у.е. Весомую и бескорыстную поддержку в продвижении этой программы оказал и Архитектурно-художественный институт ОГАСА, в аудиториях которого проходили проектирование и предварительная защита проектов.

На вопрос о том, как перейти к конкретным реализациям, профессор Андреас Гофер ответил: «Градостроительство следует рассматривать как непрерывный процесс с постоянно возникающими «болевыми» точками, на которые следует своевременно реагировать. В этом процессе исключительно важно найти новую идентификацию существующих территорий, что возможно лишь тогда, когда частные инвесторы увидят свой интерес в реализации этого процесса. На первом этапе определяется цель, например, какой бы мы хотели видеть портовую зону? И в результате проектного семинара, с учетом мнения архитекторов, инвесторов, политиков и представителей тех городов, которые через это прошли, создается каталог градостроительных интересов (приоритетов). Второй этап – переход от каталога к проекту, когда методом проведения конкурсов и экспертиз утверждается мастер-план города. Следующий этап – это переход от мастер-плана к реализации. И здесь необходимы не кулуарные, а открытые переговоры с инвесторами, причем, в присутствии властей, архитекторов и общественных структур. До тех пор, пока любимое вами слово «прозрачность» не коснется градостроительства, города будут рвать и продавать по кускам, а для этого генплан не нужен».

Еще одно мнение, представленное на конференции «ПОРТОПОЛИС ОДЕССА», – это проект интернациональной группы (Украина-Нидерланды-Латвия-Россия) «Монисто. Морское побережье Одессы». Этот небольшой, «рамочный» проект выполнен под руководством харьковского архитектора Олега Дроздова, рассматривает перспективы намывных территорий – цепи разнофункциональных островов – и рассчитан на появление системного инвестора. Согласно мнения участников проекта, острова позволяют решить вопрос о необходимых для города новых землях, причем, с экологической точки зрения они безопаснее, поскольку новое строительство не перегрузит береговую полосу. К тому же, деньги, полученные от намыва и продажи островов (по проекту их семь), будут направлены на реконструкцию центральной части города, создание современной транспортной инфраструктуры и решение экологических проблем. На конференции были озвучены также сроки – до 2020-2025 гг. – и стоимость проекта – 3 млрд у.е.

Конференция продемонстрировала заинтересованность и профессиональные возможности интернациональных коллективов в сфере планировочного развития Одессы. Ее итоговым документом стал меморандум – обращение к городским властям с рекомендацией создать при мэрии координационно-аналитический центр развития и планирования города. Необходимость создания такой структуры отметили и непосредственные разработчики генплана Одессы, ведь выявление и анализ градостроительных проблем на местном уровне и «передача» их в институт Генплана (ДIПРОМIСТО) позволило бы учесть реальные потребности частных инвесторов в контексте общих, стратегических интересов города.
Оглядываясь на европейский опыт, стоит заметить: на обсуждении генплана Вены 2005 года дебаты по перспективному видению будущего города свелись к выявлению первоочередных, локальных градостроительных задач. Похожим курсом двигался и «ПОРТОПОЛИС».

И в заключение о том, какими видят «болевые точки» Одессы участники проекта, не оставляющие надежды на то, что город вырвется, наконец, из архитектурного небытия.

Профессор Богдан ЧЕРКЕС, директор института Архитектуры национального университета «Львовская политехника», профессор Венского и Дармштадтского технических университетов, академик Саксонской академии искусств:
«Одесса для меня больше чем город. Это всегда страна в стране. И поэтому необходимо сохранить это чувство исключительности, т.е. одесской идентичности. А оно может быть сохранено только путем уважения к городу. Какие приоритеты я вижу, исходя из этой главной предпосылки?
Первое: создание правил застройки в центре и соблюдение этих правил. Без центра Одессы нет. Это просто большой советский город средней руки, которых сотни.
Второе: создание морского фасада и правил застройки побережья. Без моря Одессы тоже нет.
Третье: решение транспортно-пешеходной проблемы города, без этого его существование невозможно.
О других проблемах можно рассуждать, только разрешив первые три».

Татьяна Полонская

Читайте также интервью с Олегом ДРОЗДОВЫМ, Юрием БЕЛИКОВЫМ, Николаем МАТЮШЕНКО